Недобросовестные конкуренты украли бренд

Как защитить товарный знак

Kомпания «А» давно и успешно функционирует на рынке. Руководство изначально приняло решение, что будет рекламировать не саму продукцию, а товарный знак, под которым эта продукция продается. За несколько лет фирма вложила значительные средства сначала в формирование своего бренда, а затем в его развитие. И, нужно отметить, добилась ожидаемых результатов: потребители стали доверять бренду и покупать продукцию, распространяемую под ним. Однако какое-то время назад руководство обнаружило, что неизвестная Компания «Б» продает свои товары, незаконно используя товарный знак Компании «А».

Какие меры следует принять руководству, чтобы защитить свои права на товарный знак? Каковы шансы возместить свои убытки? Эти и другие вопросы комментируют специалисты по защите интеллектуальной собственности.

«Размер ущерба можно определить разными способами...»
И.Леонова, начальник юридического отдела Центра анализа инвестиционных рисков «Альтернатива-Консалтинформ»

Использование товарного знака и сходных с ним до степени смешения обозначений без разрешения правообладателя влечет гражданскую, административную и уголовную ответственность. Фирма, права которой были нарушены, может обратиться в суд с иском о прекращении незаконного использования ее товарного знака, а также о возмещении убытков. Сегодня не существует единой методики определения ущерба. Как правило, ущерб определяется в результате проведения экспертизы. Суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к судебным издержкам. Эти расходы в итоге ложатся на проигравшую сторону. Ущерб также может быть определен исходя из так называемых рекомендуемых цен, устанавливаемых правообладателем на свою продукцию. Сведения о них предоставляются истцом. Например, рекомендуемая цена на данный вид товара, по сведениям правообладателя, составляет 500 рублей. Правоохранительные органы изъяли у ответчика 10 единиц контрафактной продукции. Следовательно, ущерб составит 5000 рублей (500 х 10).

При определении ущерба может учитываться упущенная выгода и ущерб, причиненный деловой репутации правообладателя. Нужно отметить, что истец вместо возмещения убытков может требовать от ответчика выплаты компенсации. Она определяется судом в размере от 1000 до 50 000 МРОТ.

«Судебная защита прав на товарные знаки достаточно эффективна...»
А.Сулимов, патентный поверенный РФ, юрист юридической фирмы «ЮСТ»

Обращаясь в суд, истец имеет право требовать от ответчика не только прекратить незаконное использование товарного знака, но и возместить причиненные в результате такого использования убытки. Однако рассчитать на практике размер убытков крайне сложно. У владельца товарного знака, как правило, отсутствует достоверная информация о размерах правонарушения, а нарушитель не спешит предоставить необходимые сведения. Поэтому в соответствии с новой редакцией Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» владелец товарного знака вправе предъявить альтернативное требование о выплате денежной компенсации (п. 4 ст. 46). Ее размер составляет от 1000 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда. Конкретную сумму определяет суд. Судебная практика показывает, что в настоящее время в большинстве случаев владельцы товарных знаков используют в качестве одного из средств судебной защиты именно взыскание денежной компенсации. В этом случае правообладателю не нужно доказывать размер причиненных ему убытков, а необходимо доказать лишь факт незаконного использования принадлежащего ему товарного знака.

В последнее время количество обращений в суд по защите прав на объекты интеллектуальной собственности значительно возросло. В связи с чем, к примеру, в Арбитражном суде г. Москвы сформирована специальная коллегия, рассматривающая подобные споры.

Несмотря на то что судебная практика весьма противоречива, в целом можно сказать, что судебная защита нарушенных прав на товарные знаки достаточно эффективна.

Нужно отметить, что основная мера по защите товарного знака — это его регистрация. Причем хозяйствующие субъекты зачастую не придают должного значения этому факту. В связи с чем недобросовестные лица получают возможность зарегистрировать товарный знак на свое имя и, как следствие, создать препятствия для его использования законным правообладателем. Законодательство предусматривает правовую охрану незарегистрированного обозначения только в том случае, если оно признано общеизвестным. В настоящее время в Российской Федерации действует всего 38 общеизвестных товарных знака.

«Каждый способ защиты имеет свои особенности...»
П.Садовский, юрист юридической компании Legas («Лигас»)

Действующее законодательство предусматривает два способа защиты права на товарный знак: в судебном порядке и в административном порядке (через антимонопольные органы, через Палату по патентным спорам, а также через таможенные органы). К особой категории следует отнести способы, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

При выборе способа стоит учитывать его достоинства и недостатки, а также ориентироваться на конкретную ситуацию. Например, если незаконное использование товарного знака сопряжено с большими потерями для правообладателя, то наиболее адекватным способом защиты права будет обращение в суд с иском о возмещении убытков. Однако во многих случаях нарушение права не является очевидным. Поэтому нужно быть готовым к тому, что доказать его будет не так просто. Особенно когда используется обозначение, сходное до степени смешения со знаком правообладателя. Вопрос определения сходства до степени смешения — один из наиболее проблемных при рассмотрении подобных споров. Кроме того, судебная процедура может длиться значительный период времени, в течение которого нарушение права может продолжаться.

Если правообладатель хочет предупредить возможность незаконного использования знака, то для него больше подойдут административно-правовые способы защиты. Например, компания может обратиться в Палату по патентным спорам с такими целями, как: предупредить регистрацию товарного знака, создающего потенциальную угрозу нарушения прав; прекратить правовую охрану товарного знака, зарегистрированного на недобросовестного конкурента; признать товарный знак общеизвестным.

Также, чтобы прекратить незаконное использование товарного знака, компания может обратиться в антимонопольные органы. Защита таким способом имеет следующие плюсы. При подаче заявления фирма не должна платить госпошлину. Комиссия, созданная для рассмотрения конкретного дела, обязана, не ограничиваясь представленными материалами и объяснениями, принимать меры для всестороннего выяснения обстоятельств дела. Это означает, что антимонопольный орган, в отличие от суда, принимает все необходимые меры для получения информации по делу.

Если нарушение права на товарный знак связано с ввозом и вывозом контрафактной продукции, то компании следует обратиться в таможенные органы с заявлением о принятии мер по приостановлению выпуска товаров. Но при этом нужно учесть, что такой способ защиты требует соблюдения большoго числа формальностей. Так, например, в случае положительного рассмотрения заявления таможенные органы не примут меры защиты, пока правообладатель не выполнит одно условие. Он должен заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника или получателя товаров. Ведь продукция, выпуск которой может быть приостановлен, может оказаться не контрафактной. Действия Палаты по патентным спорам, антимонопольного органа, а также таможенных служб можно обжаловать в суд. В целом административно-правовой порядок защиты имеет один существенный недостаток — компания, выбравшая его, не может компенсировать причиненные ей убытки. На практике иногда стоит комбинировать разные способы защиты.

Итак, что же предпринять руководству компании, если оно обнаружит, что какая-то фирма продает продукцию, используя схожий товарный знак? В этом случае рекомендуется действовать в нескольких направлениях. Во-первых, в целях досудебного урегулирования целесообразно направить нарушителю претензию, в которой потребовать от него прекратить незаконное использование знака. В ней следует указать, что в случае, если это требование не будет выполнено, в отношении него будет подано исковое заявление в суд о возмещении убытков. Чтобы сформировать доказательственную базу для возможного будущего судебного разбирательства, следует закупить контрафактный товар и получить чеки, в которых указана организация или предприниматель-продавец.

Параллельно можно запустить механизмы защиты административно- и уголовно-процессуального характера. Если нарушитель использует зарегистрированное обозначение, сходное со знаком правообладателя, то можно попробовать оспорить регистрацию в Палате по патентным спорам. Нелишним будет также обратиться в антимонопольные органы. Нередко довольно-таки весомым аргументом для нарушителя является возбужденное уголовное дело по факту незаконного использования товарного знака. Что касается превентивных мер, то предупредить и минимизировать возможность незаконного использования товарного знака стоит уже на стадии его регистрации. Так, чтобы выявить сходные зарегистрированные знаки, можно произвести информационный поиск по базе данных Роспатента. Такой поиск проводит Федеральный институт промышленной собственности по заявлению любого лица, причем не только в отношении зарегистрированных товарных знаков, но и в отношении обозначений, находящихся на стадии экспертизы заявки. Стоимость услуги зависит от предмета и срока поиска. Например, поиск словесного обозначения по одному классу товаров в течение одного месяца стоит 600 рублей, изобразительного обозначения — 2400 рублей. За срочное выполнение поиска в течение двух недель уплачивается двойной тариф.

Также следует регистрировать товарный знак не только по одному классу товаров или услуг, по которому фирма собирается его использовать, но и по ряду смежных классов. Эта мера может в большей степени застраховать компанию от нарушений. Не стоит забывать о том, что по закону о товарных знаках нарушением является использование тождественного или сходного обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. В этой связи понятно, почему многие известные производители используют так называемые «зонтичные» бренды, то есть товарные знаки, зарегистрированные по широкому спектру товаров и даже услуг.

Наконец, для предупреждения нарушения необходимо производить регулярный и методичный мониторинг рынка на предмет использования тождественных и сходных товарных знаков.

«Не всегда имеет смысл обращаться в суд»
К. Хевишер (mrs. Kirsten Haevescher), директор по маркетингу компании A.C. HAASE OSTHANDELSGESELLSCHAFT mbH (Hamburg):

«Некоторое время назад мы столкнулись с тем, что ООО „Наша мама“ использует дизайн упаковки, практически аналогичный нашему. Однако мнение, встречающееся в российской прессе, о том, что впоследствии мы именно из-за этого инцидента сменили дизайн, ошибочно. Разработка нового оформления — обычное маркетинговое решение. Продукция марки „БЮБХЕН“ производится в Германии, но уже много лет представлена не только в России, но и в других странах мира. Поэтому и было принято решение обновить дизайн упаковки.

Конечно, мы рассматривали возможность подать в суд на ООО „Наша мама“. Но вопрос защиты дизайна очень сложен. Мы изучили российскую практику и законодательство и установили, что результат продолжительного судебного производства предвидеть невозможно. Таким образом, возник вопрос, хотим ли мы добиваться длительного юридического процесса, не зная, каким может быть результат. Для нас более важное значение имеют не юридические распри, а удовлетворенность наших клиентов. Ведь это они делают выбор между оригиналом и продукцией конкурента. Мы приняли решение сосредоточить свое внимание на качестве — нашем конкурентном преимуществе — и не тратить усилия на разрешение конфликта. К тому же теперь новый дизайн поможет покупателям узнать оригинал с первого взгляда».

«Консультант», N 23, декабрь 2005 г.