Удобно продавцу, выгодно банку

Отсрочка в оплате, которую продавцы предоставляют покупателям, обычно в сегменте B2B, является одним из условий, соблюдать которое необходимо, чтобы оставаться на рынке. У продавца, который такую отсрочку не предоставляет, едва ли станут покупать, за исключением тех случаев, когда он является монополистом. Отсрочка по своей сути представляет собой внебанковский кредит, и процент по нему уплачивается через надбавку к цене продаваемого товара — при покупке того же самого с немедленной оплатой назначается более низкая цена.

Но эта отсрочка может быть проблематичной для компании-продавца, даже если отсутствуют основания для опасений по поводу того, что получатель товара окажется несостоятельным, когда подойдёт срок оплаты. Потому что продающая сторона может столкнуться с недостатком денег для ведения текущей деятельности, будь то производство или закупка товаров по крупному опту и хранение их на складах. Если по крупному опту также можно получить отсрочку, то выдавать зарплату персоналу и вносить арендную плату за помещения надо своевременно; то же касается налогов или коммунальных платежей.

Факторинг представляет собой по своей сущности форму кредита. Банк выкупает у продавца задолженность покупателя и становится получателем платежей от последнего. Продавец в момент продажи задолженности предоставляет банку доказательства факта отгрузки товара или оказания услуг и получает аванс равный 90 процентам от суммы задолженности клиента (таков размер аванса, который предоставляет новосибирский банк «Акцепт», а обычно размер авансового платежа может быть в диапазоне от 60 до 90 процентов). В день оплаты покупатель расплачивается не с продавцом, а с банком. Последний вычитает из полученных денег свои проценты и комиссионные, а остаток передаёт продавцу.

При такой форме кредитования, как и при всякой иной, продавец теряет часть денег на выплату процентов банку, но нередко это намного выгоднее, чем в условиях роста продаж и возникшего в этой связи острого дефицита оборотных средств (такой вот парадокс: рост продаж — это в целом благо для продающего, но из-за предоставляемой отсрочки могут возникнуть проблемы) искать на рынке краткосрочные кредиты на продолжение текущей деятельности, обычно подобные кредиты выдаются под более высокий процент, нежели взимаемый за услугу факторинга.