Возврат страховки по кредиту в «период охлаждения» (14 дней)

Страхование, осуществляемое при заключении кредитного договора – услуга, которую банки настойчиво предлагают своим клиентам. Кредитор заинтересован в согласии заемщика, ведь страховая компания покроет расходы банка и обеспечит защиту средств при возникновении определенных обстоятельств. Страховка пригодится заемщику и его близким при потере трудоспособности, смерти, увольнении или сокращении с работы, повреждении объекта кредитования и в некоторых других ситуациях.

Большинство клиентов подписывает договор страхования, опасаясь отказа в предоставлении ссуды или находясь под впечатлением от диалога с менеджером банка. Получив желаемую сумму, ознакомившись с документами в спокойной обстановке и оценив реальные риски, заемщики часто сожалеют о своем решении и ищут способы расторгнуть договор. Подробная инструкция и особенности данной процедуры описаны на Финансовом портале Frombanks, а в этой статье мы рассмотрим самые основные моменты.

Можно ли вернуть страховку?

Центральный Банк РФ постановил, что застрахованное лицо вправе расторгнуть договор страхования и вернуть сумму, перечисленную страховой компании, в течение двух недель. Этот срок называется «периодом охлаждения» в 2018 году он был увеличен с 5 до 14 дней.

Стоит отметить, что вернуть страховку можно не по всем договорам. Страхование при оформлении кредита бывает двух видов:

  • обязательное (ипотека, автокредитование и другие ссуды, выдаваемые под залог);
  • добровольное (кредитные карты, потребительские кредиты).

Законом установлено, что взносы за страховки обязательного типа не подлежат возврату. Расторжение такого договора или непредоставление полиса в оговоренный период может привести к отказу банка от дальнейшего сотрудничества с заемщиком и требованию погасить долг в срочном порядке.

Добровольное страхование осуществляется только по желанию клиента, что позволяет застрахованному лицу требовать возврата стоимости полиса и прекращения действия договора. Заемщику стоит понимать, что подписанные им документы вступают в силу раньше, чем приходит запрос о разрыве договорных отношений. Это значит, что страховая компания вправе удержать с клиента сумму за период действия полиса.

По решению ЦБ РФ вернуть средства, внесенные за страхование кредитов для юридических лиц и предпринимателей, невозможно.

Обычно банки прописывают в кредитных документах информацию о договоре страхования и его расторжении. В большинстве случаев прекращение действия страховки приводит к повышению процентной ставки по имеющемуся займу на 1-10% в зависимости от типа кредитования и условий.

Как расторгнуть договор страхования?

Отказаться от услуг страховой компании получится в «период охлаждения» или позже, но задержка может существенно повлиять на размер возвращаемой суммы или даже стать причиной отклонения просьбы клиента.

Для расторжения договора страхования в течение 14 дней с момента заключения необходимы:

  • паспорт застрахованного лица;
  • кредитный договор;
  • полис, предоставленный страховой компанией;
  • чек, подтверждающий факт оплаты страхового взноса;
  • заявление.

Пакет документов следует отправлять непосредственно в офис страховой. Кредитор может принять заявление только, если он является официальным представителем страховщика.

Бывают ситуации, когда страховая компания отказывается принимать документы и аннулировать выданный полис. Застрахованному лицу необходимо обязательно добиться приема заявления, написанного на официальном бланке или в свободной форме. Также документы можно отправить заказным письмом.

Страховая компания обязана предоставить клиенту обоснованный ответ в письменной форме. В случае отказа в расторжении договора застрахование лицо может обратиться за помощью к юристам или брокерам. Данные специалисты отказывают услуги платно, поэтому сотрудничать с ними стоит только, если сумма страховки действительно велика.

Пройдя этап сбора и направления документов страховщику, клиенту необходимо ожидать ответа. По закону страховая компания обязана компенсировать страховку полностью или частично в течение 10 дней. Деньги поступят застрахованному лицу на счет или за ними попросят приехать лично.

Если по истечении десятидневного периода страховая не предоставила клиенту письменный отказ или не удовлетворила требования, он в праве обратиться в Управление по защите прав потребителей и в суд.

Анализ множества подобных дел показывает, что решение в пользу застрахованного лица принимается чаще, если заявление было подано в «период охлаждения». Немаловажную роль играет и договор страхования, если в нем есть пункт о возможности аннулировать полис и вернуть суммы взноса, то шансы клиента резко возрастают.